Работа 95

Цена: 3500 рублей

Высылаем любую часть работы для ознакомления

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: Пропаганда в годы Второй мировой войны посредством документального кино в странах Запада и СССР

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                                  4

Глава 1 Важнейшие акценты в пропаганде нацистской Германии, США и СССР.                                                                                                                       9

1.1 Основные принципы информационной войны.                                              9

1.2 Основные способы пропаганды в 1930 — 1940 гг. в Германии, СССР и США.                                                                                                                        21

1.3 Специфика кинематографа как средства пропаганды.                                27

Глава 2 Пропаганда в документальном кино.                                                     33

2.1 «Триумф воли» Лени Рифеншталь как мощь нацистской пропаганды.  33

2.2 Советское документальное кино.                                                                    42

2.3 «Почему мы сражаемся» — информационный фильм Фрэнка Капра.    51

Заключение                                                                                                               56

Список использованной литературы                                                                     60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для дипломной работы была выбрана тема «Пропаганда в годы Второй мировой войны посредством документального кино в странах Запада и СССР» и такой выбор совсем не случаен. Кинематограф всегда имел огромное значение, и не только потому, что он является одним из самых популярных видов искусства, но еще и потому, что он стал мощным инструментом влияния, которое очень эффективно влияет на умы и настроения широких слоев общества.

Еще в предвоенные годы, перед самой второй мировой войной документальное кино стало одним самых эффективных направлений в пропаганде. К примеру, один из главных идеологов нацистской Германии Йозеф Геббельс, умевший виртуозно манипулировать информацией и средствами пропаганды, очень высоко отзывался о роли кинематографа.  Так, на встрече с немецкими кинематографистами, состоявшейся 28 марта 1933 года, Геббельс неожиданно похвалил советский фильм «Броненосец Потемкин» и сказал следующее: «С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».[1]

В том, что документальное кино стало серьезным и действенным инструментом пропаганды, имелись свои причины. Кино, по сравнению с обычными видами искусств, имеет два серьезных преимущества. Во-первых, кино дает цельный и последовательный ряд образов, которые могут напрямую попадать в подсознание зрителя и формировать там какие-то установки или убеждения. Во-вторых, кино является синкретическим видом и объединяет сразу несколько видов искусств – музыку, литературу, изобразительное искусство, — поэтому эффект его воздействия оказывается неизмеримо сильнее.

Надо так же учитывать и то, что в первые годы становления кинематографа документальные фильмы воспринимались зрителями некритично, с высоким уровнем доверия к представленной информации. Подавляющему большинству зрителей из широкой публики документальные фильмы были в новинку, и потому они казались чем-то новым и необычным, —реакция на просмотр фильмов была на грани удивления и восторга, а информация с экрана воспринималась как абсолютно достоверная и неоспоримая. Это с большим успехом и эффективностью использовалось создателями документальных пропагандистских фильмов, — зрители получали ряд готовых образов, насыщенных эмоциями, и поэтому было относительно нетрудно направить чувства и мысли людей в нужном направлении. Сценаристам и режиссерам фильмов оставалось только выстроить необходимый визуальный ряд и преподнести в нужном ракурсе направленную информацию, которую зрители воспринимали как правдивую и достоверную.

Актуальность темы дипломной работы несомненна, поскольку кино в годы второй мировой стало мощным инструментом пропаганды и влияния на общество. Изучение пропагандистских технологий, применявшихся тогда в документальном кино, позволит понять и современные тенденции, укрепившиеся в кинопропаганде нашего времени.

Новизна темы заключена в том, что в современной литературе, посвященной различным аспектам информационного воздействия на общество, превалируют издания, посвященные пропаганде в целом, при этом литературы, в которой изучается кинопропаганда как таковая, крайне недостаточно. Авторы, изучающие в своих работах пропагандистские технологии в свете их воздействия на общественные коммуникации, уделяют мало внимания документальному кино и его значению.

В ходе работы над выбранной темой автором была поставлена следующая цель исследования – выявление характерных деталей и пропагандистских тенденций, использовавшихся в документальном кино в период второй мировой войны трех ведущих держав того времени — Германии, США и СССР. Для достижения такой цели  были выявлены и сформулированы следующие задачи:

  1. Выявление и систематизация основных принципов информационной войны, изучение базовых постулатов и типичных приемов пропаганды, изучение способов по их использованию в идеологии и пропаганде противоборствующих государств, выявление особенностей пропаганды в документальном кино.
  2. Обзор и сравнительное изучение трудов Эдварда Бернейса «Пропаганда» и Уолтера Липмана «Общественное мнение», являвшихся основными теоретиками пропаганды той эпохи и современниками авторов документальных фильмов, изучаемых в данной дипломной работе.
  3. Сравнительный анализ документальных фильмов «Триумф воли», «Олимпия» (Германия), «Почему мы сражаемся» (США), «Разгром немецкий войск под Москвой, «Битва за нашу советскую Украину» (СССР) для выявления типичных приемов и характерных особенностей, использовавшихся в ходе их съемки.

Хронологические рамки исследования по теме данной дипломной работы охватывают 30-е и 40-е годы двадцатого века, поскольку именно тогда были сняты документальные фильмы, на примере которых можно изучить основные принципы и методы пропаганды.

Предметом исследования данной работы являются основные пропагандистские технологии, применявшиеся в документальном кино того времени, а объектом исследования выступает пропаганда, использовавшаяся как инструмент влияния на общество.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнительно-типологический и сравнительно-исторический методы исследования, анализ и синтез.

В данной работе были в основном использованы работы и публикации отечественных исследователей. Очень полезными были книги В.Крысько («Секреты психологической войны»),  Г. Почепцова («Информационные войны»), Г.Грачева и И.Мельникова («Манипулирование личностью»), благодаря которым была получена важная информация теоретического характера о сути информационных войн, об основных целях и типичных методах массовой пропаганды. Статьи и монографии И.Панарина, работы А. Гогуна («Черный пиар Адольфа Гитлера») и Р.Герцштейна («Война, которую выиграл Гитлер») были полезными для изучения содержания и особенностей пропаганды в нацистской Германии. Так же полезными для данной дипломной работы оказались работы И.Панарина и Л.Гудкова в контексте изучения направленности и содержания советской пропаганды в годы второй мировой войны. Материалы и интересные факты, касающиеся непосредственно кинопропаганды, были получены из работ А. Федорова и С. Зелинского. В качестве источников были использованы труды Эдварда Бернейса («Пропаганда») и Уолтера Липмана «Общественное мнение»),  дневники Й.Геббельса (под редакцией А.Агапова).

Тема дипломной работы, цель исследования и поставленные задачи определили следующую структуру — введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава 1 носит название «Важнейшие акценты в пропаганде нацистской Германии, США и СССР» и включает в себя три параграфа. В первом параграфе «Основные принципы информационной войны» рассмотрены основные понятия информационной войны, дан обзор типичных приемов пропаганды и ее влияния на общественное мнение. Параграф второй «Основные способы пропаганды в 1930 – 1940 гг. в Германии, СССР и США» посвящен изучению сведений о пропаганде военного периода, которая применялась в указанных странах, о типичных методах и основных инструментах нацистской пропаганды, о пропагандистской стратегии, использовавшейся тогда в СССР. В третьем параграфе «Специфика кинематографа как средства пропаганды» внимание автора было сосредоточено на особенностях психологии восприятия кино, которые использовались пропагандистами при оказании воздействии на массовую аудиторию.

Глава вторая «Пропаганда в документальном кино» посвящена сравнительному анализу самых известных документальных фильмов военного времени, снятых с пропагандистской целью. Глава состоит из трех параграфов, в которых последовательно рассмотрено и проанализировано пропагандистское документальное кино трех стран – нацистской Германии, СССР и США.

[1] Васильченко А.В. Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф третьего рейха /А.В. Васильченко – М.: Вече, 2010. – С. 5