Работа 61

Цена: 900 рублей

Высылаем любой фрагмент работы для ознакомления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике: Буктрейлер в изучении истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Читательская компетенция как базовая основа ключевых компетенций учащихся…………………………………………………………..….6

1.1. Компетентностный подход и проблема активизации читательского интереса у школьников………………………………………………………………6

1.2. Буктрейлер как инновационный способ формирования читательской компетенции………………………………………………………………………..10

Глава 2. Использования буктрейлера в изучении истории для формирования читательской компетенции у школьников……………………..17

2.1. Методика использования буктрейлера на уроках истории…………..17

2.2. Реализация образовательного проекта «LifeBook» («Живая книга») в рамках курса «История России, XIX в.» (8 класс)………………………….……22

Заключение…………………………………………………………..……….26

Список использованной литературы……………………………………….28

 

Введение

Актуальность. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования уделяют большое внимание формированию информационных компетенций учащихся. И дело не только в том, что эти навыки позволяют выпускникам успешно продолжить образование в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Современный человек живет в ситуации постоянного информационного переизбытка, поэтому критический анализ и отбор потребляемой информации – залог защиты от манипулятивных воздействий. Однако современные ФГОС и компетентностный подход к их реализации не уделяют достаточного внимания читательской компетенции школьников. Учителя-практики все чаще бьют тревогу по этому поводу. Действительно, без регулярного добровольного чтения невозможно интегрировать подрастающее поколение в национальный культурный код. Именно поэтому «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» постулируют необходимость «принятия мер по возрождению интереса к чтению»[1].

Учитывая результаты, к которым должно привести успешное формирование читательской и информационной компетенций, ключевая роль в этом процессе отводится урокам истории. Предметные результаты изучения данной области знаний должны сформировать у детей умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, а также способность определять и аргументировать свое отношение к ней.

Однако с каждым годом ценность книги и чтения художественной/научной литературы неуклонно снижается как у детей, так и у взрослых граждан нашей страны. Кроме того, специалисты сходятся во мнении, что у современной молодежи клиповое мышление вытесняет и замещает логическое мышление, к которому приспособлены традиционные процессы обучения[2]. Клиповое мышление школьника XXI в. идеально воспринимает различные виды рекламы и интернет-чтение. Американский писатель Николас Карр справедливо отмечает: «Ясно, что пользователи не читают онлайн в традиционном понимании этого слова; появляются новые формы чтения: пользователи горизонтально “пробегают” по заголовкам, страницам и абзацам в поисках быстрой добычи. Создается такое ощущение, что они выходят в Сеть, чтобы избежать чтения в его традиционном смысле»[3].

Следует признать, что для современного подростка «осилить» хотя бы одно произведение классической литературы XIX в. – практически невыполнимая сверхзадача, отсюда – массовая востребованность готовых сочинений и работ «на заказ». А значит, вопрос «чему учить» сменяется у современных педагогов более актуальным – «как учить». Именно так появилась идея использовать на уроках с целью формирования любви и привычки к чтению снятые по книгам небольшие запоминающиеся ролики – буктрейлеры.

С одной стороны, 1,5-3-х минутная видео-аннотация к книге действительно позволяет школьнику воспринять информацию об издании в привычном для себя формате. Очевидно, что ролик может заинтересовать ребенка настолько, что он прочитает книгу полностью (прямая аналогия с трейлерами к фильмам – обязательным элементом киноиндустрии). С другой стороны – подобный формат книгопотребления может создать у школьника иллюзию, что книга уже прочитана и даже понята (в данном случае показателен пример интернет-энциклопедии «Википедия», беглое изучение статей которой позволяют «человеку информационному» чувствовать себя специалистом в любой области знаний).

Подводя итог и учитывая интерес учителей-предметников и учащихся к урокам с применением инновационных методик и информационных технологий, считаем рассмотрение достоинств, недостатков, методики и перспектив применения буктрейлеров на уроках истории актуальным и своевременным.

Объект нашего изучения – формирование читательской компетенции у школьников на уроках истории.

Предмет изучения — буктрейлер как инновационный способ формирования читательской компетенции у школьников.

Целью нашего исследования является разработка и изучение методики использования буктрейлера в изучении истории для формирования читательской компетенции у школьников.

Эффективная реализация поставленной цели зависит от решения ряда задач:

– проанализировать проблему активизации читательского интереса у школьников в рамках компетентностного подхода;

– определить характерные черты буктрейлера как инновационного способа формирования читательской компетенции у школьников;

– разработать методику использования буктрейлера на уроках истории;

– реализовать образовательный проект «LifeBook» («Живая книга») в рамках курса «История России, XIX в.» (8 класс) и изучить его результаты.

Методы исследования. Теоретические методы: метод анализа педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования.

Эмпирические методы: метод проверочного педагогического эксперимента; наблюдение; беседа; анкетирование; метод изучения продуктов деятельности учащихся.

Гипотеза: особенности мышления и восприятия современного школьника не позволяют сформировать у него читательскую компетенцию традиционными методами, задачей учителя становится поиск инновационных методик активизации читательского интереса у детей.

[1]Основы государственной культурной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] : Президент России – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf – 17.04.2016.

[2] Аксенов, Л. Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе [Текст] / Л. Б. Аксенов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 10. – С. 320-323.

[3]Google делает нас глупее? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diggreader.ru/2008/06/17/google-delaet-nas-glupee/#more-394 – 17.04.2016.