Работа 67

Цена: 1200 рублей

Высылаем любой фрагмент работы для ознакомления

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

Тезаурус…………………………………………………………………………………………….. 8

Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………. 9

1.1. Психолого-возрастные особенности младших школьников……….. 9

1.2. Причины возникновения конфликтных отношений младших школьников   13

1.3. Виды и содержание внеучебной деятельности младших школьников 17

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………………………………………… 23

2.1. Диагностика конфликтных отношений младших школьников…… 23

2.2. Программа внеучебной деятельности общекультурной направленности «Азбука общения» как инструмент предупреждения конфликтных отношений младших школьников………………………………………………………………………………. 28

2.3. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности в 1-4 классах классах…………………………………………………………………………. 35

Заключение……………………………………………………………………………………….. 37

Список информационных источников…………………………………………………. 39

Приложения………………………………………………………………………………………. 42

Введение

Актуальность темы связана с понятием и обстоятельствами возникновения конфликтных отношений младших школьников (7-10 лет) и причинами проявления конфликтности в поведении, связанном с отгороженностью от социума, и проявляемые в неадекватных поступках и дезорганизаторских действиях.

Согласно психоаналитических теорий отклоняющегося поведения, конфликтные отношения младших школьников воплощают тенденции антисоциальности, выступая реакцией на конфликты под сознанием бессознательно-психической энергии с опорой на природное и способ защиты «собственного Я» и «сверх-Я» в детском обществе. (З. Фрейд). [15, c.14] Внутренние конфликты между «Я» и «бесознательным», «сверх-Я» и бессознательным разрушают защиту и проявляются внутреннее в некультурном содержании с отклонением.  [18, c.16] Поэтому, для нас представляет интерес содержание конфликтных отношений младших школьников между их «Я» и обществом, конфликтные реакции, выявление способов и форм их преодоления. [19, c.3]

Конфликтные отношения младших школьников проявляются в реакциях несложной агрессивного поведения, утомляемости и раздражительности, иногда крике, отклонениях с мотивами неприязни, неуважения, отчуждения от коллектива, недисциплинированности. [17, c.26]

Поэтому, внеучебная деятельность выступает формой организации досуга младших школьников, имеющая цель воспитания нравственности, соблюдения морали, обучение живой реакции в разных ситуациях поступков. [2, c.19]

С бихевиористских позиций и универсальных моделей общения организация внеучебной деятельности стала выражением реакции на поведение, обучение жизни в гармонии с собой и средой, т.к. ситуативное проявление поведения заключается в человеке и его взаимодействии со средой. [8, c.78] Поэтому, внеучебная деятельность, как компенсаторная форма, поспособствует выработке навыков поведения младшего школьника, научит видеть и решать конфликты, преодолевать состояние неуверенности и напряжения через стремление к новому в преодолении консервативное.

Значит, конфликтные отношения младших школьников носят социальный характер, являясь отражением социальной инновации, порождённой социальной патологией в неясных социальных ожиданиях. Для их преодоления необходимо интенсивное педагогическое воздействие, построение программ психо-педагогической поддержки.

Младший подросток ощущает новый отпечаток на его поведение, находясь под воздействием внеучебной деятельности, изменение характера мышления, внимания и памяти, т.к. поведение приобретает произвольность и осмысленность. [10, c.25]

Новое положение младшего школьника связано с общественно-оцениваемой деятельностью, переменами в отношениях с детьми, оценивании себя, т.е. формируется мировоззрение и круг представлений, мир чувств, эстетических переживаний и увлечений. Поэтому, период противоречий очень важен, т.к. он вызывает неконтролируемую конфликтность, и что представляет для нас особый предмет изучения.

В условиях становления психологии конфликтного поведения (В.М. Синайко, А.М. Кожина, И.В. Романова, Л.М. Гайчук) конфликтность младших школьников связывается со склонностью к обобщению и социальному функционированию. В свете психологических теорий конфликтные отношения являются проекцией конфликта на личность. [1]

Степень изученности проблемы связана с проблемами личности (Асмолов А.Г., Божович Л.И., В.В. Давыдов, Л.В. Кузнецова, Лисицина М.И., Моховиков А.Н., П. Петрунек, Л.Н. Таран Н.Я., Семаго) очерками конфликтности (Гилинский Я.И., Лоренц К., Мирошкина И.Д., Прошутинский Д.И., Ильинских Н.Н., Семенюк Л.М., Тихоненко В.А.), детские психические расстройства (Иовчук Н.М., Марасанова В.И., Пурич-Пеакович И., Б.С. Волков), коррекции конфликтного поведения детей (Смирнова Т.П., Татарова С.П., М.В. Гамезо, Ю.В. Микадзе), о причинах конфликтного поведения писали Толстых Н.Н. и Кулакова А.М., Э.М. Александровская, Я.И. Трофимова, Е.В. Чудинова).

Проблема  конфликтного поведения освещена в зарубежной и отечественной психологической, педагогической и социальной литературе: Белоусова З.И., Овсянникова В.В., А.А. Бодалев, М.И. Буянов, Г.Н. Костюрина, Л.Р. Мадорский, А.Г. Хрипкова, Абрамова Г.С., Алмазов Б.Н., Ананьев Б.Г., Гарбузов В.И., Грановская Р.М., Заика Н.И., Змановская Е.В. Кондрат Е.Н. Личко А.Е., Можгинский Ю.Б., Мудрик А.В., Поливанова К.Н., Радугин А.А., Сальников В.П., Филиппова Г.Г., Целуйко В.М., Эриксон Э.

Основой разработки внеучебной деятельности явились методики Меженниковой Е.А., Сорокиной Н.Ф., Миланович Л.Г. «Музей-творчество-дети»: способы и средства организации внекласной работы Жуковская Р.И., Павлова Т.П. (1975, 1995), Лернер И.Я. (дидактика, 1981), основы и критерии проведения внеклассной и внешкольной работы Калечиц Т.Н. (1980), Ляэнеметс У.Л. (1988), Подласый И.П. (1996), Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. (1997), Талызина Н.Ф. (1983), Ушаков Н.Н. (кружковая работа, 1979),  Цветкова З.М. (факультативы, 1983), Шабанова Л.Н. (1997), Шепелева В.И. (1991), Щуркова Н.А. (1994), труды Баринова М.Н., Бекина С.И., Березина В.Г., Богат В., Венгер Н.Ю., Веракса Н.Е., Ветлугина Н.А., Никитин Б.П.

Причины конфликтных отношений младших школьников исследовались с разных сторон отечественной психологии, педагогики и социальной педагогики, социологов, правоведов, но конкретной работы и анализа причин конфликтных отношений не было выявлено. Перед нами возник вопрос о том, в какой естественной школьной деятельности можно пронаблюдать условия для предупреждения конфликтных отношений в детском коллективе.

Объект исследования — конфликтные отношения младших школьников.

Цель исследования — изучить причины и способы предупреждения конфликтных отношений младших школьников через организацию внеучебной деятельности.

Задачи исследования:

  • раскрыть психолого-возрастные особенности младших школьников;
  • выделить причины конфликтных отношений младших школьников;
  • охарактеризовать виды и содержание внеучебной деятельности младших школьников;
  • провести диагностику конфликтных отношений младших школьников;
  • разработать программу внеучебной деятельности общекультурной направленности «Азбука общения» как инструмент предупреждения конфликтных отношений младших школьников.

Предмет исследования — процесс предупреждения конфликтных отношений младших школьников через организацию внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования: внеучебная деятельность в системе «Азбука общения» может быть ступенькой к познанию причин конфликтных отношений младших школьников и окажет положительное влияние на формирование моральных основ их поведения.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, метод наблюдения, экспериментальный, методы обработки данных, интерпретационный.

Научная значимость исследования обусловлена выявлением причин конфликтных отношений младших школьников как психолого-педагогической проблемы, связанных с конфликтными и агрессивными реакциями в поведении, самооценкой и особенностями характера, самозащитой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы методистами школ, педагогами, психологами и социальными педагогами школ, на занятиях по спецкурсу и семинарах в вузах.

Структура работы состоит из введения, тезауруса, двух глав, заключения и списка информаицонных источников, 2 приложений, 4 таблиц.