Работа 054

Цена 1200 рублей

Высылаем для ознакомления любую часть работы

Курсовая работа по педагогике, тема: «Требования к личности педагога в условиях внедрения ФГОС».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………….  

 

6

1.1. Сравнительный анализ ГОС ОО и ФГОС ООО второго поколения 6
1.2. Требования к личности и важнейшие компетентности учителя-историка согласно ФГОС ООО…………………………………………………………….  

11

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС……………………………………………………………………….  

 

22

2.1. Анализ профессиональной деятельности учителя истории МОУ Ломовская СОШ…………………………………………………………………………………..  

22

2.2. Экспериментальная работа и анализ ее результатов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 35

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Оптимизация системы школьного образования, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и реализация компетентностного подхода в обучении, привели к необходимости разработки принципиально новых механизмов обеспечения образовательного процесса современной школы.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования» [14]. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

В связи с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования прописаны требования к личности педагога, выпускникам, определены общие и профессиональные компетенции, которыми должны обладать педагогические работники.

Что касается личностного развития, то основным фактором развития личности выступают ценностные ориентации, выражающие направленность на общечеловеческие ценности, обусловленную социальным контекстом и индивидуальным опытом. Сформированная структура профессиональных ценностных ориентаций, свойственная социально зрелой личности с устойчивой жизненной позицией, является важной характеристикой субъекта профессиональной деятельности.

Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Степень изученности проблемы. В работах таких авторов, как В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, И.Г. Галямина, Н.А. Селезнева, В.В. Фролов, А.В. Хуторской и др. рассмотрены методологические и теоретические положения по разработке и внедрению федеральных государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода.

Понятия «компетентность» и «компетенция», их содержательная характеристика, структура и классификация, значимые для личностно-профессиональной компетентности стали предметом исследования Е.В. Бондаревской, Т.Г. Браже, И.А. Колесниковой, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, С.Г. Вершловского, Ю.Н. Кулюткина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.В. Краевского и др.

Работы Э.Ф. Зеера, Дж. Равена, В.В. Серикова, А.К. Марковой, В.А. Сластенина посвящены общетеоретическим вопросам формирования личности и профессиональной компетентности.

Э.Ф. Зеером, А.А. Бодалевым и В.А. Кан-Калик изучены психологические аспекты деятельности педагога, его личностные качества.

Однако следует отметить, что теоретические и методологические основы личностно-профессиональной компетентности учителя истории не стали предметом отдельного научного исследования.

В связи с этим, возникает необходимость рассмотрения и анализа требований к личности учителя истории в условиях внедрения ФГОС.

Высокая актуальность проблемы, теоретическая и практическая значимость, малая степень научной разработанности, обусловила выбор темы данного исследования.

Объект исследования – профессиональная деятельность учителя истории.

Предмет исследования – требования к личности учителя истории, необходимые для успешной реализации в образовательном пространстве школы требований, предъявляемых ФГОС второго поколения.

Цель исследования – анализ и эмпирическая проверка соответствия личности учителя истории МОУ Ломовская СОШ требованиям ФГОС.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— дать сравнительную характеристику ГОС и ФГОС общего образования второго поколения;

— дать дефиницию основополагающего понятия ФГОС «компетенция»;

— выявить требования к личности и важнейшие компетентности преподавателя истории по ФГОС;

— проанализировать профессиональную деятельности учителя истории МОУ Ломовская СОШ;

— провести беседу и опрос с учителями и учащимися по выявлению профессионального портрета учителя истории.

Гипотеза исследования. Личность учителя истории МОУ Ломовская СОШ соответствует требованиям, предъявляемым к педагогу ФГОС второго поколения.

Дальнейшее развитие личностно-профессиональной компетентности учителя истории будет осуществляться результативно при выполнении следующих условий:

— целенаправленное педагогическое обеспечения личностно-профессиональной компетентности учителя истории с учетом его специфики и особенностей образовательного процесса современной школы;

— личностно-профессиональная компетентность будет выступать в качестве фактора повышения эффективности образовательного процесса школы.

В работе применялись такие методы исследования, как анализ педагогической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МОУ Ломовская СОШ.

Структура работы определялась поставленной целью и задачами, а также логикой изложения. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфа, заключения и списка использованной литературы.